Skip to content

Как правильно написать претензию

Переговоры спорящих сторон не всегда приводят к требуемому результату. Преодолеть разногласия без привлечения суда поможет грамотно оформленное письменное обращение в организацию. Претензия призвана разрешить спор без направления заявления с иском в судебные органы.

Выразить претензионные требования может любой человек или юридическое лицо. Ее адресуют физическим лицам, предпринимателям, крупным предприятиям или организациям с государственной формой собственности.

Вариант направления недовольства в форме претензии виновному лицу – это цивилизованный путь решения вопроса при нарушении ваших прав или интересов: предоставлении услуги низкого качества, покупке товара с браком, отказе в выплате страховки.

Рассчитывая на признание вины и разрешение ситуации без доведения до суда, вы имеете право сообщить виновной стороне о нарушении своих прав.

Обязательна ли досудебная претензия

Добровольное урегулирование конфликта со стороны нарушителя важно для пострадавшей стороны потому что:

  • уменьшается период разрешения спора;
  • денежное разрешение вопроса ускорится;
  • отпадет необходимость подачи иска и сбора доказывающих обстоятельства документов; не нужно будет писать жалобу;
  • нет лишних расходов, таких как госпошлина, оплата экспертизы.

Закон предусматривает возможность выразить свои требования в претензии, тем самым дается попытка разобраться без привлечения третьих лиц самостоятельно.

Важно! Виновной стороне будет выгодно разрешить ситуацию в вашу пользу без огласки, если, изложенные требования будут основаны на неоспоримом подтверждении вашей правоты.

С 2016 года в Гражданский кодекс РФ добавлены нормы, в соответствии с которыми претензия стала обязательной в некоторых случаях. До этого вопрос направления претензии решался пострадавшей стороной самостоятельно. Например, если перевозчик нарушил договор о перевозке, то п.1 статьи 797 ГК РФ обязывает пассажира (грузоотправителя) направить стороне-исполнителю письмо-претензию перед обращением в суд. Если перевозчик полностью или частично отказался от удовлетворения требований, то обратившаяся сторона вправе обратиться в суд.

Ст. 4 Арбитражного процессуального кодекса РФ предписывает принятие дела в суд только по прошествии 30 дней с даты подачи претензии виновной стороне. В первую очередь это относится к гражданско-правовым делам с финансовыми спорами, по которым при удовлетворении требований передают деньги или товары.

Предварительное направление претензии не обязательно по делам, в которых рассматривается:

  1. восстановление нарушенных прав нескольких людей;
  2. корпоративный конфликт;
  3. вопрос о признании физического лица или организации неплатежеспособными;
  4. установление условий, имеющих важное правовое значение по делу;

При признании правомерности и требующими реализации нормативно-правовых документов государственной власти других государств, в судебном разбирательстве, опирающемся на судебный приказ обязательность претензионного этапа не предусмотрена. При обращении представителей органов власти любого уровня в Арбитражный суд с необходимостью отстоять общественные интересы граждан и организаций претензия также не обязательна.

Внимание! Судебный орган не примет заявление с иском, если стадия добровольного разрешения ситуации была пропущена в ситуациях, предусмотренных законом.

Претензия как одно из доказательств в гражданском производстве

Письмо-претензия подтверждает попытку добровольного урегулирования спорного момента. Чтобы он имел юридическую силу в суде, требуется составить его верно.

Конкретный образец законодательством не предусмотрен, тем не менее, претензия обязательно должна включать:

  • информацию об отправителе (фамилию, имя, отчество или название организации, адрес местонахождения, телефон);
  • данные физического или юридического лица (адресата требования);
  • название документа с обозначением его цели;
  • описание ситуации и оснований, при которой взаимодействие сторон привело к спору (например, договор купли-продажи);
  • ссылки на нормы правовых документов, регулирующих вопросы в конкретной сфере;
  • требования инициатора претензии;
  • дату желаемого ответа;
  • уведомление о направления заявления с иском в суд при игнорировании требования.

Письмо может быть написано ручкой или напечатано. Подпись обязательна. Лучше составлять два экземпляра, чтобы на втором поставить отметку о вручении.

На практике суд относится благосклоннее, если истец пытался мирно разрешить спор в ситуациях, когда закон к этому не обязывает.

Важно! Претензия должна быть внятно выражена и содержать дату исполнения. Каждое изложенное требование должно быть доказано.

В случае утери письменных оснований, следует привлечь свидетелей с устными показаниями. Важно указывать оптимальный срок для разрешения вопроса, не слишком трудновыполнимый для виновной стороны.

Обязательно укажите конкретную сумму притязаний с подробным расчетом. Дополнительно прописываются: издержки на написание и отправку письма, пени и иные выплаты, прописанные в договоре или предусмотренные законодательством.

Внимание! Составляя претензию, учитывайте вероятность обращения в судебные органы.

Запросы и объем компенсации в заявлении с иском должны быть идентичны прописанным в претензии. Иначе в разрешении дела будет отказано или удовлетворение иска будет частичным.

Передать письмо с претензией возможно:

  • лично с подписью о принятии (бывают сложности с осуществлением на практике);
  • почтой (заказным письмом с уведомлением о получении адресатом);
  • через электронную почту (более рискованный, не все суды принимают распечатку с компьютера за подтверждение).

Приложенные к основной претензии документы оформите отдельно в виде приложений и отметить это в тексте. Отправляя пакет документов почтой важно сделать опись вложений в письмо.

Законодательство отводит 30 дней на ответ виновной стороны. Если действий не последовало, обращайтесь в суд. Обязательно подкрепите заявление копией претензии и подтверждением ее принятия ответчиком.

Как ответить на претензию?

В ситуации, когда письмо-претензия обращено вам, следует отреагировать на нее. Пассивность расценивается как нежелание решить вопрос добровольно. Если требования инициатора спора исполнены (например, возвращены деньги или устранены недостатки сервиса), то письменный ответ не обязателен. Это безупречный вариант.

На практике граждане часто не соглашаются с претензионными требованиями, стараются их ослабить.

В спорной ситуации ответ на притязания должен содержать:

  • требования, которые принимаются в полном объеме;
  • запросы, признаваемые частично;
  • срок, в течение которого они будут реализованы;
  • ссылка на законы или пункты заключенного договора в обоснование своей точка зрения (предоставьте копии документов, возможно отсутствующих у другой стороны);
  • перенос даты платежа на желаемую дату.

Важно! Шаги сторон после получения ответа на претензию законами РФ не предопределены. Можно продолжать деловую переписку, требуя приемлемых условий, а можно незамедлительно обратиться в судебные инстанции.

Как правильно написать претензию на возврат товара в магазин?

Если после покупки товара вы обнаружили изъяны в его свойствах, то имеете право вернуть вещь с недостатком либо обменять на аналогичную с нормальным качеством.

В данном случае в претензии важно указать:

  • описание обстоятельств совершения покупки (в том числе: дата, время и место);
  • информацию о кассовом/товарном чеке (отказать в принятии претензионных требований не имеют права даже при его отсутствии);
  • наименование товара, перечисление его свойств или заводских характеристик (например, серийный номер);
  • перечень обнаруженных недостатков с указанием невозможности или затруднения использования товара по назначению;
  • указание возможности доставки вещи в место возврата (если товар крупный и вес более 5 кг обязанность перемещения лежит на продавце).

Если продавец засомневается в правдивости ваших доводов, предложите ему провести проверку вещи за его счет (это также следует отразить в претензионном документе).

Внимание! Выясните официальное название организации, у которой совершили покупку некачественного товара. Если адресат претензии будет указан неверно, виновная сторона вправе оставить заявление без рассмотрения на правовых основаниях.

Как правильно составить претензию по договору оказания услуг?

Такой документ особо не различается с вариантом, предназначенным для претензии на возвращение товара. Важно четко изложить суть требований:

  • устранить безвозмездно недостатки оказанной услуги;
  • возместить расходы в случае устранения недочетов самим заявителем;
  • расторгнуть договор о предоставлении услуги (с полным возвратом или частичным возмещением ее стоимости);
  • предоставить услуги вторично за счет виновной стороны;
  • уменьшить цену соответственно сниженному качеству;
  • оплатить дополнительные убытки (неустойки, пени, штрафы).

Внимание! Если в договоре не было предусмотрено наказания за неисполнение взятых на себя обязанностей или исполнение ненадлежащего качества, вы вправе требовать заплатить неустойку.

Как правильно заполнить претензию по ОСАГО в страховую компанию

В случаях, когда гражданина не устроила сумма компенсации за ущерб в ДТП или произошла задержка с переводом средств, также подается претензия в компанию страховщика. В спорах по обязательному страхованию автогражданской ответственности претензионный порядок обязателен.

Форма документа принципиально не отличается от предыдущих случаев. Внимательно нужно подготовить приложения:

  • документ, подтверждающий личность заявителя претензии;
  • правоустанавливающие документы на транспорт;
  • доверенность лица, выступающего в интересах владельца транспортного средства;
  • полис ОСАГО;
  • информация о правонарушении (копии протокола и постановления);
  • справка о ДТП, оформленная сотрудником госавтоинспекции, или извещение, в случае если полиция не привлекалась в момент аварии.

Важно! Не нужно заново подавать тот документ, который уже предоставлялся раньше в страховую компанию.

Таким образом, претензия — это действенный инструмент разрешения конфликтных ситуаций до суда. Применяется в торговых отношениях, сфере предоставления услуг компаний, в том числе банковских и страховых.

Законодательство устанавливает неизбежный претензионный порядок в денежных спорах. В приеме заявления с иском будет отказано судом в случае пропуска стадии досудебного урегулирования недовольства.

Нормативно-правовые акты не устанавливают жесткую форму претензионного документа. Главное, она должна оформляться письменно и включать в себя четкие требования к виновной стороне, срок их удовлетворения, подробный расчет суммы для перечисления с ее указанием. Прилагать документы в подтверждение правоты обязательно.

Особое внимание уделите отправке обращения: убедитесь, что оно получено адресатом. Надежнее всего, лично вручить виновной стороне заявление с претензией, получив расписку.

Только соблюдение всех правил придаст претензии законную силу. Решение проблемы мирным путем сэкономит время и ускорит получение желаемого результата.

Образцы документов

  • Возражение на исковое заявление о взыскании кредитной задолженности
  • Заявление на отмену судебного приказа
  • Исковое заявление о взыскании денежных средств в порядке регресса
  • Исковое заявление на снятие с регистрационного учета
  • Исковое заявление о защите прав потребителя
  • Исковое заявление о признании сделки недействительной
  • Исковое заявление на снятие ареста