Skip to content

Защита прав и интересов детей

На сегодняшний день достаточно много сил и средство тратится для защиты детей, причём не только на уровне нашей страны, но и на международной арене. 1990 год в истории отличился тем, что международное сообщество приняло Конвенцию о правах ребёнка.

Конвенция была ратифицирована органами государственной власти Советского Союза. Российская Федерация является правопреемницей Союза. Это значит, что действие нормативно-правового акта распространяется и по сегодняшний день на территории нашей страны. Помимо этого, основным направлением политики России является защита прав и законных интересов детей. Это указано и в основном законе страны, а именно – конституции.

Статья 38 гласит, что материнство и детство, семья находятся под защитой государства. Политика нашей страны реализует свои полномочия и в сфере становления личности детей, помогает адаптироваться к жизни в обществе. Способствуют этому специально созданные государственные органы, к компетенции которых отнесены вышеперечисленные функции.

Защита прав несовершеннолетних

Как уже отмечалось, социальная политика Российской Федерации обеспечивает защиту прав и интересов детей, так как это основа российского гражданского общества.

Направления, способы, средства и методы защиты устанавливаются несколькими правовыми актами, действующими на всей территории России.

Конвенция о правах ребёнка.

Согласно статье 15 конституции, если нормы законодательства России противоречат международному акту, то применяются нормы международного права, то есть имеют высшую юридическую силу, приоритет над законами нашей страны. Исключением является конституция. Значит, и роль первостепенного документа будет играть Конвенция о правах ребёнка. Появляется вопрос: в чём заключается сущность этого акта?

Конвенция ООН о правах ребёнка – международный правовой документ, принятый в ноябре 1989 года, определяющий права детей, живущих на территории стран, ратифицировавших данный документ. Является основополагающим актом и подлежит обязательному исполнению всеми государствами, которые его ратифицировали.

Конвенция разделяется на 54 статьи. В них закреплены индивидуальные права детей, а именно – их особенности, начиная с момента его появления на свет, и до совершеннолетия. В акте закреплены основы, необходимые для реализации ребёнком прав и законных интересов, что реально осуществить только если третьи лица не оказывают негативного влияния или воздействия на них (проявление жестокости, агрессия, применение насилия, попытки принуждения и так далее).

Конвенция была принята всеми странами-участниками Организации Объединённых наций. Кроме того, в число принявших вошли Святой Престол и Палестина. Единственная страна, не ратифицировавшая акт – США.

В российской системе законодательства конституция закрепляет основополагающие принципы, которые находят распространение и расширение в законодательстве: ФЗ, ФКЗ, кодексы. Касаемо этой темы, Семейный кодекс играет основную роль. В статье 56 закреплены основные положения защиты несовершеннолетних, детей с ограниченными возможностями, приёмных детей, детей, проживающих в неполной семье; указаны обязанности для родителей, нацеленные на воспитание и образование детей. Конечно, это не единственная норма, содержащаяся в данном акте и касаемая этой темы. Некоторые нормы прописывают основы благополучия детей, другие нормы имеют свои особенности. Но у всех их общая цель – защита прав и интересов детей.

Организация по защите прав ребёнка.

Государство стремится разрешать проблемы, возникающие в различных аспектах жизни. Особенность отношений между родителями и детьми состоит в том, что они возникают в момент появления ребёнка на свет. Регулирование происходит по-разному: одни используют исключительно моральные нормы, другие нельзя разрешить без применения семейного законодательства. Федеральное или региональное законодательство, принимаемое в РФ, только лишь закрепляет разъяснения относительно условий жизни детей различных категорий, способы и правила осуществления имущественных сделок и так далее.

Статья 56 Семейного кодекса рассказывает о ещё одном важном положении, согласно которому несовершеннолетний, живущий в семье или нет, независимо от того, к какой категории он относится, имеет право на защиту даже от злоупотребления со стороны законных представителей, к которым относятся родители, усыновители, опекуны. В соответствии с кодексом, несовершеннолетний имеет право подать иск в орган, в компетенцию которого входит решение соответствующих вопросов, для защиты своих прав и законных интересов. Органы опеки и попечительства являются организацией, которая обязана осуществлять в отношении лица, не достигшего 14 летнего возраста, защиту личных, имущественных и жилищных интересов. По достижению 14 лет дети могут самостоятельно обратиться в суд с иском, указав, что родители не выполняют возложенные на них обязанности по его воспитанию и образованию, а также, о злоупотреблении с их стороны своими правами.

Не только дети имеют право на обращение в органы власти, но и любой гражданин, который может даже не являться членом семьи, никак с ними не связан, но владеет информацией о том, что родители злоупотребляют своими правами в отношении ребёнка. В этом случае ему необходимо сообщить об этом факте в органы опеки и попечительства.

Семейное законодательство России закрепляет положение, согласно которому каждый ребёнок, не важно, к какой категории он относится, имеет право высказывать своё мнение с целью решения имущественных и иных важных вопросов, затрагивающих его интересы. В перечень важных вопросов включены вопросы воспитания и образования.

Статья 60 Семейного кодекса говорит о защите имущественных и жилищных прав ребёнка. Если вдруг не учтут мнение несовершеннолетнего, например при реализации недвижимости, доля которого находится в собственности несовершеннолетнего, то он имеет право обратиться в орган, осуществляющий судебную власть, с исковым заявлением или другой компетентный орган для разрешения проблемы.

Способы защиты прав ребёнка.

В практике с каждым днём всё чаще мелькает такой термин, как жестокое обращение с детьми. Это происходит не только со стороны случайных людей, но и со стороны опекунов, попечителей и даже родителей. Вследствие чего способы и методы защиты детских прав являются одной из важнейших тем. Эти вопросы имеют первостепенное значение, на разрешение которых и направлена социальная политика России.

К сожалению, на сегодняшний день социальная политика нашей страны далеко не идеальна. Существует огромное количество проблем, затрагивающих защиту прав и интересов сирот, инвалидов и детей, живущих в неполной или неблагополучной семье. Основываясь на практике, можно сказать, что не происходит реализации профилактической работы для предотвращения злоупотребления своими правами со стороны родителей. В повседневной жизни родители, опекуны часто нарушают права ребёнка, не выполняя свои обязанности, связанные, с воспитанием, не учитывая мнение при решении вопросов, влияющих на жизнь ребёнка, используя запрещённые методы воспитания детей. Из-за этого достаточно тяжело исправить ситуацию и разрешить имеющиеся семейные проблемы.

Опираясь на вышеизложенный материал, можно сделать вывод о том, что организация защиты интересов несовершеннолетних, проживающих в Российской Федерации, сейчас в достаточно плохом состоянии, несмотря на постоянные попытки со стороны государственной власти наладить этот процесс. В законодательстве всё ещё даже не закреплено понятие защиты прав и интересов несовершеннолетних.

Учитывая информацию, полученную на практике, органы ювенальной юстиции являются самыми эффективными органами защиты детства, со своими характерными особенностями. Орган ювенальной юстиции представляет собой федеральный орган, входящий в систему правосудия, компетенция которого заключается защите прав детей и подростков. Создан в целях:

— контроля исправления и реабилитации несовершеннолетних правонарушителей;

— проведения профилактики преступности детей;

— предоставление социальной защиты для семьи и несовершеннолетних.

Государство обязано выступать в качестве попечителя ребёнка. Это предполагает защиту несовершеннолетнего, как и от злоупотребления со стороны законных представителей, так и от негативного влияния от общества.

Особенность ювенальной системы в том, что это механизм, концентрирующий внимание не на правонарушения, совершаемые субъектом, а на личности нарушителя. Министерство реализует свои функции, защищая права и оказывая влияние на воспитание несовершеннолетних, детей с ограниченными возможностями, приёмных детей, детей, попавших в трудную жизненную ситуацию, проживающих в неполной семье. Государство поддерживает и развивает гражданское общество. Поэтому в социальной политике воспитание и образование подрастающего поколения становится приоритетным направлением. Органы власти и гражданского общества проводят мероприятия и принимают меры, реабилитирующие детей, попавших в трудную ситуацию, снижая риск в девиантного и отклоняющегося поведения ребёнка в будущем.

Исходя из всего вышесказанного, средства и методы защиты прав и интересов детей, обязанности государственных органов – одна из самых важных тем и проблем, которые должна решать социальная политика, используя свои методы, а именно, издавая нормативно-правовые акты.

Органы, осуществляющие защиту прав детей.

Защищать основные права и интересы детей не способен всего один орган — данная функция возложена на систему. В соответствии со статьёй 8 СК РФ приоритет в защите прав и интересов ребёнка в административном порядке отдан уполномоченному правоохранительному органу – Прокуратуре и органам внутренних дел. У каждого субъекта свои уникальные полномочия и обязанности, которые необходимо исполнять.

Органы и их полномочия указаны в таблице

Орган Полномочия
1 Прокуратура Непосредственно подаёт исковое заявление и необходимые документы, связанные с лишением или ограничением родительских прав;

Участвует в решении дела об отмене усыновления.

Предъявляет в суды иск и документы с требованием восстановить нарушенные или ущемлённые права несовершеннолетних. Это может быть связано с образованием, воспитанием, решением вопроса об условиях жизни, жизнь в неблагополучной семье.
Может присутствовать на судебных процессах, в производстве которых идёт разбирательство дел о нарушении прав детей
2 Министерство внутренних дел Принимает участие в осуществлении принудительного мероприятия, направленного на отобрание детей, проживающих в неблагополучной семье, не получающих должное образование и воспитание, вследствие невыполнения родителями своих обязанностей.
3 Комиссия по делам несовершеннолетних
(Обязанности закреплены в Федеральном законе от 24 июня 1999 г. N 120-ФЗ «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних») 
Осуществление судебной защиты прав ребёнка, например, путём подачи иска и требуемых документов о лишении родительских прав.
Реализация мер по защите, восстанавливающих ущемленные или нарушенные права и обязанности. Решает вопросы беспризорного поведения и безнадзорности детей. Закрепляет обязанности путём проведения специальных профилактических мероприятий, способствующих осуществлению социального воспитания подрастающего поколения.

Кроме того, представитель, наделённый особыми полномочиями, предъявляет исковое заявление и собирает требующиеся документы в орган судебной власти для решения проблемы, связанной с детьми.

Первоочередное направление социальной политики Российской Федерации заключается в обеспечении защиты прав, свобод и законных интересов всех без исключения граждан государства, включая несовершеннолетних, так как они, в силу своего возраста, наиболее подвержены риску.

Может быть интересно: